ENG
Поиск
Искать
SAGA Inc.
http://www.sagatelecom.ru/press_centre/media/detail.php?ID=745
Главная / Пресс-центр / Публикации / "Стандарт" № 10, 2008

31 Октября 2008

Трудная свобода TETRA

Дмитрий Петровский

За последние два года внедрение цифровой профессиональной мобильной радиосвязи (ПМР) стандарта TETRA в России заметно ускорилось. В стране реализуется более 50 сетевых проектов, в следующем году рынок ожидает их удвоения. Появились первые примеры внедрения отраслевых приложений технологии. Однако оказалось, что на пути освобожденной от частотных пут TETRA стоят новые серьезные препятствия.

Когда частотный запрет з начале 2004 года под­стрелил на взлете рос­сийскую корпоративную TETRA, в стране насчитывалось чуть более 20 сетевых проектов. За почти три года безвременья - к осени 2006 года - число TETRA-строек выросло макси­мум до 30. Делегаты прошед­шей в октябре московской конференции мировой TETRA-Ассоциации говорили уже о 80 проектах, выполняющихся по всей России. По данным оп­роса, проведенного «Стандар­том» в сентябре 2008 года, в России уже действует, смон­тировано и готовится к запуску не менее 500 базовых станций TETRA. В следующем, 2009 году, их число, по прогнозам ана­литиков ComNews, удвоится. В Россию, по разным оценкам, ввезено не менее 40 тыс. або­нентских TETRA-терминалов, большая их часть уже прописа­на в сетях.

«Ситуация с частотами не столь плачевна, как пару лет yназад, - уверил журналиста «Стан­дарта» последний президент Российского ТЕТРА-Форума, ди­ректор фирмы «Гвардия плюс тлк» Александр Одинский. - Положительные решения при­нимались на всех заседаниях Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ) вплоть до апреля 2008 го­да. В преддверии скорого созда­ния новой ГКРЧ рынок с опти­мизмом смотрит в будущее».

Поле боя

В Европе первым и круп­нейшим заказчиком TETRA-систем все 10 лет развития технологии традиционно вы­ступало государство. Главным образом в лице служб безопас­ности. Затем приходил черед масштабных госсистем: в Фин­ляндии, Великобритании, Гол­ландии, Норвегии, Германии, в ряде других стран. Корпоративный сектор, в первую очередь транспорт и промышленность, подключались следом.

Россия идет особым путем. Лидерами процесса здесь стали корпорации. Мечта российской администрации связи, родившаяся в начале 2004 года под именем «Тетрарус», не сбылась. Она состояла в объединении ресурсов круп­нейших корпораций и ведомств для строительства национальной сети с единым или несколькими ча­стными операторами. Стимулом сбора в TETRA-колхоз стал негласный, но фактически полный частотный запрет для корпоративных пользователей. Де-факто он действовал до осени 2006 года. Идею поддер­жал ряд ведомств, однако она была столь дерзка, проводи­лась столь бескомпромиссно и нелегитимно, что участники рынка заподозрили скрываю­щийся за «Тетрарусом» преиму­щественно частный интерес и воспротивились ему сообща.

*Данные - нарастающим итогом

Источник: ComNews Research & TETRA MoU

Полная победа

Генеральный директор од­ного из крупнейших россий­ских TETRA-интеграторов - компании «Сага Телеком» Михаил Рыбаченков смотрит на прошлое философски: «Да, наши заказчики начали было ассоциировать техноло­гию с многочисленными проб­лемами, но с другой стороны - гораздо более широкий круг специалистов узнал и заинте­ресовался возможностями TETRA». Три года российского TETRA-безвременья пришлись как раз на период бурного рос­та TETRA на Западе.

Но теперь, по словам дирек­тора «Саги», TETRA в России находится на прекрасном этапе жизни:«Набран опыт, никто больше не ставит эксперимен­тов над заказчиками. Когда с частотами стало полегче, во­прос «Решает ли TETRA задачи индустрии?» снова стал глав­ным. Опыт 2006-2008 годов показал – да, решает!» Как уверяют профессионалы, TETRA производственники покупают решение вопросов безопасности и повышения управляемости техпроцессов. Установление связи за 0,1-0,3 секунды, удобная диспетчери­зация вызовов, качественная полнодуплексная голосовая связь, возможность передачи данных для телематики, нави­гации и изображений привле­кают к технологии новых пользователей. За последние пару лет функциональность, надежность и специальные качества абонентского оборудо­вания сильно улучшились.

К примеру, крупнейший миро­вой TETRA-вендор Motorola с этого года начал продавать в России взрывобезопасные портативные аппараты класса АТЕХ, снижающие аварийность на нефтегазовых предприяти­ях. Цены абонентских термина­лов у всех производителей TETRA снизились и составляют теперь около $1000, что при сроке службы пять-семь лет вполне приемлемо для заказ­чиков. С выходом на рынок до­брой сотни, в том числе азиатских, производителей TETRA-изделий рынок ожидает дальнейшего снижения цен.

Светлой памяти

Однако рынок до сих пор испытывает влияние идеоло­гии и практики прошлого. Это­му не рады даже наследники «Тетраруса» - операторы, при­влеченные к его обслужива­нию. Громкое имя мало помогло им в освоении корпо­ративного рынка, но серьезно дискредитировало оператор­скую модель и всех к ней при­частных. Так, один из главных адептов операторской модели TETRA-обслуживания - руко­водитель направления систем связи и ИВИ ОАО «ФСК ЕЭС» Владимир Мансуров, так и не дождавшийся сети из 102 ба­зовых станций на Средней Волге, полностью изменил свои взгляды. «Теперь я абсо­лютно уверен: сетевой аутсор­синг не приемлем для российских корпораций, - ска­зал он журналисту «Стандар­та» на недавней конференции «TETRA -следующие 10 лет». Проект ФСК на Средней Волге включает около трех десятков базовых станций, но работают только восемь в Чувашии. Сеть обслуживает работников ад­министрации и местной «Ско­рой помощи». Из плановых 5 тыс. энергетиков к сети не приписано ни одного. Около 60 млн. евро РАО фактически выброшены.

Однако тоска по идее еди­ной национальной сети до сих пор греет душу и независимым участникам рынка, грезящим о едином крупном заказчике. «Рынок изменится радикально к лучшему, только когда госу­дарство начнет финансировать перевооружение органов об­щественного порядка, экстрен­ных служб. Тогда терминалы будут закупать даже не десят­ками, а сотнями тысяч», - уве­рен Карен Тадевосян из Sepura. В петлице его пиджака до сих пор - фирменный знак «Тетрарус». На вопрос «Зачем теперь-то он ему сдался?» г-н Тадевосян бодро отвечает: «А я надеюсь!»

Приказано выжить

Наследники былой славы не сдаются. Проект TETRA-оператора «МС-СпецТелеком» с 2003 года развивается вовсе не так быстро, как было запла­нировано при получении аме­риканского кредита. Вместо быстрого освоения 22 регионов лицензионного присутствия он построил TETRA-сети в Самаре, Казани и Салымском районе Ханты-Мансийского округа, зато недавно начал стройку в Волгограде.

Стройка и наполнение сетей абонентами отстает от былых планов и у TETRA-передовика - питерской фирмы «РадиоТел». Этот оператор входит в крупней­ший российский TETRA-конгломерат, сформированный на базе материальных и административных ресурсов «Тетраруса». Руководство управляющей ком­пании «Тетрасвязь» говорит, что теперь оживляет проекты, по разным причинам «завис­шие» в регионах России. В пол­ную силу действует пока только петербургская сеть «РадиоТел». Но уже составлен календарный план нового сетевого строи­тельства в Курске дочерним оператором «Тетракур», а базу в Нижнем Новгороде гендиректор «Тетрасвязи» Александр Молдаванов обещает нарастить с 380 до 3,5 тыс. абонентов ра­ботниками администрации, МВД, «Скорой помощи», МЧС и газового хозяйства. По его словам, осенью 2008 года пла­нируется покрыть TETRA всю область, расширив сеть до 25 базовых станций. При этом, как сообщил журналисту «Стан­дарта» коммерческий директор «Тетрасвязи» Алексей Баранов, московская сеть оператора в составе 14 базовых станций пока недогружена. Есть план ее расширения на Московскую об­ласть с увеличением до 60 базо­вых станций в 2009 году. Расчет по наполнению сети вновь – на энергетиков.

Не все пропало

О сложности межведом­ственных проектов, на рынок которых смело вышли «МС-СпецТелеком» и «РадиоТел», можно судить по самым ярким примерам. Так, в Калининградской облас­ти в 2006 году «РадиоТел» смонтировал 28 сайтов и ком­мутатор системы «МиниКом-TETRA» российской компании «Информтехника и связь». Но уже в 2008 году система бы­ла полностью демонтирована. «В Калининграде не сло­жилось. Не были выделены ресурсы Минобороны, а стро­ить для госструктур на част­ные деньги - сложно. У нас не хватило сил», - сказал жур­налисту «Стандарта» тогдаш­ний руководитель проекта Валерий Дегтярев. Алексей Баранов из «Тетрасвязи» уточняет: «Подвела межве­домственная разобщенность: не смогли договориться, кто за что отвечает. Но мы не от­казались от калининградско­го проекта и продолжаем арендовать площадки под TETRA». Несмотря ни на что, оператор пробивает себе дорогу и в корпоративном секторе. Так, в сентябре 2008 года Госстрой доверил «РадиоТелу» TETRA-обеспечение строительства и экс­плуатации Петербургской дамбы. Обустройство этого сложного инженерного объ­екта в 25,4км новой системой ПМР планируется в 2010 году.

Вдоль трубы

Первая по-настоящему крупная корпоративная TETRA-сеть в стране создана вдоль Балтийской трубопроводной системы (БТС), протянувшейся от Ярославля до Балтики, мо­нополистом трубопроводной транспортировки нефти ОАО «Транснефть». По проекту 2003 года сеть включала 21 базовую станцию TETRA производства ОТЕ (теперь – Selex). Однако девять из них так и не были введены в эксплуатацию из-за отсутствия частот в диапазоне 450-470 МГц в 350-километро­вой зоне вокруг Москвы. В новом российском энергетическом проекте – строительстве нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) «Транснефть» создает сеть технологической связи по всей трассе. Этот проект стоимостью около $500 млн. связисты называют беспрецедентным. Строи­тельство первой очереди ВСТО началось летом 2006 года и только что завершено. Вдоль нее создана радиоре­лейная линия протяженнос­тью 2450км. Оборудование, в том числе и TETRA разме­щается на 250 стометровых башнях. Строительство ведет дочерний оператор и систем­ный интегратор «Транснеф­ти» - ОАО «Связьтранснефть». До изменения маршрута на север, в проекте предпола­гался монтаж 121 базовой станции производства Nokia (теперь поставки осуществля­ет EADS Secure Networks). Первоначальная длина трас­сы составляла 4 тыс. км, сейчас - 6 тыс. км. Число ба­зовых станций, по оценкам специалистов, увеличилось в 1,5 раза, то есть может со­ставлять до 180.

Сумма ноль

Учитывая значимость ВСТО, проблем с выделением частотного ресурса в малона­селенной местности не долж­но было возникнуть. Однако в октябре 2006 года разреше­ние на TETRA-частоты вдоль всей ВСТО на территории Ха­баровского и Приморского краев, Республики Бурятия, Еврейской автономной обла­сти, Амурской, Иркутской и Читинской областей получила от ГКРЧ темная лошадка рынка - компания «Сумма Те­леком». Правда, в апреле 2008 года «Сумма Телеком» лишилась этих и некоторых других дефицитных частот. В течение года после получе­ния решения ГКРЧ оператор должен был провести экс­пертизу на электромагнитную совместимость в ФГУП «Главный радиочастотный центр» (ГРЧЦ), но так и не подал заявку. Подобные случаи в последнее время, увы, не редкость. В апреле ГКРЧ аннулировала еще 15 своих решений о выделе­нии TETRA-частот из-за не­выполнения лицензиатами условий.

Встает охрана

Пока наиболее успешный в России государственный TETRA-проект-сеть ПМР Фе­деральной службы охраны РФ (ФСО). Система работает штатно, к тому же ближе все­го продвинулась к созданию централизованной сети, объ­единяющей несколько густо­населенных регионов.

План развития систем ПМР на TETRA руководство ФСО приняло в 2003 году. В 2004 году служба подгото­вила проект и начала процесс получения частотных разре­шений ГКРЧ. По сведениям «Стандарта», выбор оборудо­вания итальянской ОТЕ (те­перь- Selex), определил совет доверенного интеграто­ра «Бермос». Он был связан c наличием на рынке техни­ки, незадействованной в про­екте БТС «Транснефти». Но получение частот в Москве и Петербурге не обеспечило госохране даже сотрудничес­тво с «Тетрарус». ФСО созда­ла TETRA-системы в Сочи, Чечне и на Валдае. В столи­цах системы ПМР ФСО до сих пор работают на морально и физически устаревших транкинговых системах EDACS.

Весной 2008 года ФСО наконец самостоятельно полу­чила решение ГКРЧ о выделе­нии ресурса для систем TETRA в Москве в диапазоне 450-470 МГц и Петербурге - 410-430 МГц, которого добива­лись с 2004 года. Как уверяет гендиректор группы «Бермос» Сергей Берендеев, теперь свя­зисты ФСО планируют на базе московского центра управле­ния объединить все радиосис­темы в регионах.

В опытном полете

Крупнейшая по числу або­нентов (после сети «Роснефти» в Тюменской области) действу­ющая корпоративная TETRA-сеть в стране с 2400 абонентами действует у самой Москвы в Международном аэропорту «Домодедово». Это авиапред­приятие с персоналом более 30 тыс. человек обслуживает свыше 20 млн. пассажиров в год. Управляющая группа «Ист лайн» несколько раз с 2004 года пыталась получить частоты на TETRA. Однако на 16 используемых дуплексных пар TETRA-частот в диапазоне 450-470 МГц «Домодедово» с 2006 года и до сих пор имеет лишь временное разрешение.

По уровню стоящих задач TETRA-система «Домодедо­во» - наиболее сложная и про­двинутая в России. Перед связистами, в частности, сто­ят задачи автоматизации раз­личных служб на базе TETRA интеграции ее с другими ра­диосистемами аэропорта.

Как сказал журналисту «Стандарта» начальник служ­бы связи «Домодедово» Юрий Широков, стремясь реализо­вать полноценную работу сис­темы при высокой плотности абонентов (их число планиру­ется увеличить до 3 тыс., а за­тем и до 5 тыс.), в аэропорту дополнительно к двум имею­щимся смонтированы еще две базовые станции производ­ства фирмы Selex. В начале 2008 года аэропорт закупил у компании «Гвардия плюс тлк» 1200 терминалов Motorola взамен работавших ранее тех­нически слабых Puma произ­водства OTE (Selex).

Подземный плацдарм

Пионерами внедрения TETRA-систем на транспорте в России стали метрополитены. Первыми к клубу TETRA-подземок в 2005 году приобщились Казанский и Московский метрополитены. В Казани система работает на инфра­структуре и рациях Motorola, в Москве, соответственно, на Rohde & Schwarz и Sepura. В октябре 2008 года завершен первый этап создания Единой цифровой радиосвязи (ЕЦРС) в Петербургском метрополите­не на базе Motorola Dimetra IP. Полностью TETRA-сеть в петербургском метро должны построить в 2009 году. Завер­шенная система будет вклю­чать более 70 базовых станций, расположенных на подземных и наземных объектах метро, емкость сети достигнет 3 тыс. абонентов. Как уверяет гендиректор РКК «Мобильные радиосистемы» Сергей Макаров, здесь впервые в России будет реализована полноценная поездная связь на базе TETRA.

Железная логика

А вот заместитель началь­ника Октябрьской дирекции связи филиала «ЦСС» ОАО «РЖД» Дмитрий Пронин в докладе на недавнем форуме мировой TETRA-Ассоциации не скрывал горечи. Для обес­печения поездной, станцион­ной, ремонтно-оперативной радиотелефонной связи и пе­редачи данных между Моск­вой и Петербургом в прошлом году на 649км пути установ­лена 51 базовая станция и включены два коммутатора TETRA. Однако система «С-300» компании «Микротест» пока не обеспечивает связь. В ней не реализованы важ­нейшие диспетчерские функ­ции, в частности динамиче­ская смена рабочих групп при перемещении из сайта в сайт. Дорогу не устраивают ско­рость передачи данных и приложения на ее основе. Проще говоря, пока TETRA не интегрируется в базовые тех­нологические процессы.

Дмитрий Пронин с трибуны упрекнул поставщиков в ин­фантильной политике утаива­ния от заказчиков информа­ции об особенностях TETRA-систем. Оказывается, для железнодорожников, пару лет тестировавших оборудование ряда вендоров на Свердлов­ской железной дороге, стала полным сюрпризом нестыков­ка базовых станций и ком­мутаторов различных произво­дителей. Специалисты желез­нодорожного НИИАС объяс­нили это журналисту «Стандар­та» парадоксально: «Октябрь­ская дорога вовсе не то же самое, что Свердловская».

Хотя время еще есть: ско­ростное движение между Москвой и Петербургом пла­нируется открыть в 2012 году, Но перед российскими же­лезнодорожниками стоит еще одна трудная задача - обес­печить скоростное движение на линии Петербург-Хельсин­ки. Финны используют пита­ние переменным током и поездную связь на базе стандарта GSM-R. Поэтому на скоростной линии Москва–Петербург должен пойти скоростной электропоезд по­стоянного тока и поездной свя­зью на базе TETRA, а на линии Москва-Хельсинки и Хельсин­ки-Петербург поезд двойного питания и двойной связи.

Тяжкая связь

Фирма «Информтехсвязь» (ИТС) участвовала в построе­нии систем на Волге, в «Домо­дедово» и др. Ее генеральный директор Ромель Сабитов уве­рен, что большинство проблем внедрения происходит от мало­го опыта эксплуатации систем и недостатка квалифицирован­ных кадров.

«Компании покупают но­вый, более совершенный ва­риант привычной ПМР, не подозревая, что TETRA - каче­ственно иная система связи, — говорит гендиректор ИТС. – При относительно более высо­кой цене меньшая часть средств на ее внедрение тратится на покупку «железа». В новую цифровую систему приходится вкладывать не только деньги, но и организа­ционные ресурсы компании, дорогое время руководителей. Готового, стандартного TETRA-решения не существует в принципе. Все корпорации ус­троены по-разному, им нужны различные системы автомати­зации, частью которых при­звана быть TETRA».

По мнению Ромеля Саби­това, до сих пор даже круп­ные заказчики не готовы вместе с оборудованием при­обретать организационный консалтинг, постановку регламентов связи и т. п.: «Все покупают компоненты и по­том расстраиваются, что из них не выходит эффективная целостная система».

Светлый путь

Однако никто не сомневает­ся в будущем TETRA на россий­ском рынке. Здесь активно работают все ведущие миро­вые TETRA-вендоры, экспер­тиза их партнеров быстро растет. Залогом успеха они видят тот факт, что TETRA стала корпоративным стандартом радиосвязи в крупнейших нефтяных компаниях: в «Роснефти», на предприятиях «Мечела» и «Русала», в многочисленных российских транс­портных проектах. До конца этого года по итогам работы опытной TETRA-зоны решение о корпоративном стандарте ПМР примет «Газпром». Структуры «Росатома» тоже иниции­руют внедрение TETRA-Ассоциация аэропортов реко­мендует внедрение TETRA своим участникам. Семь действующих в России метро­политенов (Екатеринбургский, Казанский, Московский, Ни­жегородский, Новосибирский, Петербургский и Самарский) и Волгоградский метротрам планируют развитие связи на базе TETRA. Обдумывают TETRA-проекты строящиеся метрополитены: омский, крас­ноярский, челябинский и уфимский.

Военные и спасатели пока не строят TETRA, так как за­интересованы в быстроразвертываемых передвижных радиосетях. При этом и Мин­обороны, и МЧС РФ активно изучают возможности TETRA, испытали ряд собственных опытных зон в центральной России и при каждом удобном случае принимают участие в испытаниях технологии. Так, «Тетрасвязь» сообщила, что в конце сентября подразделения танкового и мотострел­кового полков на учениях «Стабильность-2008» в Ни­жегородской области использовали специально развернутую односайтовую TETRA-систему для отработки взаимодействия с другими видами войск и силовыми ведомствами.


К списку публикаций

| Российские рации ЕРМАК |Цифровые радиостанции | Mototrbo |Терминал TETRA |Радиостанция TETRA |Системы стандарта Tetra|Транк (Транкинг) |Транкинговая связь|Dimetra IP Compact|Система DMR Linked Capacity Plus|Система DMR IP Site Connect |