Трудная свобода TETRA
Дмитрий Петровский
За последние два года внедрение цифровой профессиональной мобильной радиосвязи (ПМР) стандарта TETRA в России заметно ускорилось. В стране реализуется более 50 сетевых проектов, в следующем году рынок ожидает их удвоения. Появились первые примеры внедрения отраслевых приложений технологии. Однако оказалось, что на пути освобожденной от частотных пут TETRA стоят новые серьезные препятствия.
Когда частотный запрет з начале 2004 года подстрелил на взлете российскую корпоративную TETRA, в стране насчитывалось чуть более 20 сетевых проектов. За почти три года безвременья — к осени 2006 года — число TETRA-строек выросло максимум до 30. Делегаты прошедшей в октябре московской конференции мировой TETRA-Ассоциации говорили уже о 80 проектах, выполняющихся по всей России. По данным опроса, проведенного «Стандартом» в сентябре 2008 года, в России уже действует, смонтировано и готовится к запуску не менее 500 базовых станций TETRA. В следующем, 2009 году, их число, по прогнозам аналитиков ComNews, удвоится. В Россию, по разным оценкам, ввезено не менее 40 тыс. абонентских TETRA-терминалов, большая их часть уже прописана в сетях.
«Ситуация с частотами не столь плачевна, как пару лет yназад, — уверил журналиста „Стандарта“ последний президент Российского ТЕТРА-Форума, директор фирмы „Гвардия плюс тлк“ Александр Одинский. — Положительные решения принимались на всех заседаниях Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ) вплоть до апреля 2008 года. В преддверии скорого создания новой ГКРЧ рынок с оптимизмом смотрит в будущее».
Поле боя
В Европе первым и крупнейшим заказчиком TETRA-систем все 10 лет развития технологии традиционно выступало государство. Главным образом в лице служб безопасности. Затем приходил черед масштабных госсистем: в Финляндии, Великобритании, Голландии, Норвегии, Германии, в ряде других стран. Корпоративный сектор, в первую очередь транспорт и промышленность, подключались следом.
Россия идет особым путем. Лидерами процесса здесь стали корпорации. Мечта российской администрации связи, родившаяся в начале 2004 года под именем «Тетрарус», не сбылась. Она состояла в объединении ресурсов крупнейших корпораций и ведомств для строительства национальной сети с единым или несколькими частными операторами. Стимулом сбора в TETRA-колхоз стал негласный, но фактически полный частотный запрет для корпоративных пользователей. Де-факто он действовал до осени 2006 года. Идею поддержал ряд ведомств, однако она была столь дерзка, проводилась столь бескомпромиссно и нелегитимно, что участники рынка заподозрили скрывающийся за «Тетрарусом» преимущественно частный интерес и воспротивились ему сообща.
Полная победа
Генеральный директор одного из крупнейших российских TETRA-интеграторов — компании «Сага Телеком» Михаил Рыбаченков смотрит на прошлое философски: «Да, наши заказчики начали было ассоциировать технологию с многочисленными проблемами, но с другой стороны — гораздо более широкий круг специалистов узнал и заинтересовался возможностями TETRA». Три года российского TETRA-безвременья пришлись как раз на период бурного роста TETRA на Западе.
Но теперь, по словам директора «Саги», TETRA в России находится на прекрасном этапе жизни:«Набран опыт, никто больше не ставит экспериментов над заказчиками. Когда с частотами стало полегче, вопрос „Решает ли TETRA задачи индустрии?“ снова стал главным. Опыт 2006–2008 годов показал — да, решает!» Как уверяют профессионалы, TETRA производственники покупают решение вопросов безопасности и повышения управляемости техпроцессов. Установление связи за 0,1–0,3 секунды, удобная диспетчеризация вызовов, качественная полнодуплексная голосовая связь, возможность передачи данных для телематики, навигации и изображений привлекают к технологии новых пользователей. За последние пару лет функциональность, надежность и специальные качества абонентского оборудования сильно улучшились.
К примеру, крупнейший мировой TETRA-вендор Motorola с этого года начал продавать в России взрывобезопасные портативные аппараты класса АТЕХ, снижающие аварийность на нефтегазовых предприятиях. Цены абонентских терминалов у всех производителей TETRA снизились и составляют теперь около $1000, что при сроке службы пять-семь лет вполне приемлемо для заказчиков. С выходом на рынок доброй сотни, в том числе азиатских, производителей TETRA-изделий рынок ожидает дальнейшего снижения цен.
Светлой памяти
Однако рынок до сих пор испытывает влияние идеологии и практики прошлого. Этому не рады даже наследники «Тетраруса» — операторы, привлеченные к его обслуживанию. Громкое имя мало помогло им в освоении корпоративного рынка, но серьезно дискредитировало операторскую модель и всех к ней причастных. Так, один из главных адептов операторской модели TETRA-обслуживания — руководитель направления систем связи и ИВИ ОАО «ФСК ЕЭС» Владимир Мансуров, так и не дождавшийся сети из 102 базовых станций на Средней Волге, полностью изменил свои взгляды. «Теперь я абсолютно уверен: сетевой аутсорсинг не приемлем для российских корпораций, — сказал он журналисту «Стандарта» на недавней конференции «TETRA -следующие 10 лет». Проект ФСК на Средней Волге включает около трех десятков базовых станций, но работают только восемь в Чувашии. Сеть обслуживает работников администрации и местной «Скорой помощи». Из плановых 5 тыс. энергетиков к сети не приписано ни одного. Около 60 млн. евро РАО фактически выброшены.
Однако тоска по идее единой национальной сети до сих пор греет душу и независимым участникам рынка, грезящим о едином крупном заказчике. «Рынок изменится радикально к лучшему, только когда государство начнет финансировать перевооружение органов общественного порядка, экстренных служб. Тогда терминалы будут закупать даже не десятками, а сотнями тысяч», — уверен Карен Тадевосян из Sepura. В петлице его пиджака до сих пор — фирменный знак «Тетрарус». На вопрос «Зачем теперь-то он ему сдался?» г-н Тадевосян бодро отвечает: «А я надеюсь!»
Приказано выжить
Наследники былой славы не сдаются. Проект TETRA-оператора «МС-СпецТелеком» с 2003 года развивается вовсе не так быстро, как было запланировано при получении американского кредита. Вместо быстрого освоения 22 регионов лицензионного присутствия он построил TETRA-сети в Самаре, Казани и Салымском районе Ханты-Мансийского округа, зато недавно начал стройку в Волгограде.
Стройка и наполнение сетей абонентами отстает от былых планов и у TETRA-передовика — питерской фирмы «РадиоТел». Этот оператор входит в крупнейший российский TETRA-конгломерат, сформированный на базе материальных и административных ресурсов «Тетраруса». Руководство управляющей компании «Тетрасвязь» говорит, что теперь оживляет проекты, по разным причинам «зависшие» в регионах России. В полную силу действует пока только петербургская сеть «РадиоТел». Но уже составлен календарный план нового сетевого строительства в Курске дочерним оператором «Тетракур», а базу в Нижнем Новгороде гендиректор «Тетрасвязи» Александр Молдаванов обещает нарастить с 380 до 3,5 тыс. абонентов работниками администрации, МВД, «Скорой помощи», МЧС и газового хозяйства. По его словам, осенью 2008 года планируется покрыть TETRA всю область, расширив сеть до 25 базовых станций. При этом, как сообщил журналисту «Стандарта» коммерческий директор «Тетрасвязи» Алексей Баранов, московская сеть оператора в составе 14 базовых станций пока недогружена. Есть план ее расширения на Московскую область с увеличением до 60 базовых станций в 2009 году. Расчет по наполнению сети вновь — на энергетиков.
Не все пропало
О сложности межведомственных проектов, на рынок которых смело вышли «МС-СпецТелеком» и «РадиоТел», можно судить по самым ярким примерам. Так, в Калининградской области в 2006 году «РадиоТел» смонтировал 28 сайтов и коммутатор системы «МиниКом-TETRA» российской компании «Информтехника и связь». Но уже в 2008 году система была полностью демонтирована. «В Калининграде не сложилось. Не были выделены ресурсы Минобороны, а строить для госструктур на частные деньги — сложно. У нас не хватило сил», — сказал журналисту «Стандарта» тогдашний руководитель проекта Валерий Дегтярев. Алексей Баранов из «Тетрасвязи» уточняет: «Подвела межведомственная разобщенность: не смогли договориться, кто за что отвечает. Но мы не отказались от калининградского проекта и продолжаем арендовать площадки под TETRA». Несмотря ни на что, оператор пробивает себе дорогу и в корпоративном секторе. Так, в сентябре 2008 года Госстрой доверил «РадиоТелу» TETRA-обеспечение строительства и эксплуатации Петербургской дамбы. Обустройство этого сложного инженерного объекта в 25,4 км новой системой ПМР планируется в 2010 году.
Вдоль трубы
Первая по-настоящему крупная корпоративная TETRA-сеть в стране создана вдоль Балтийской трубопроводной системы (БТС), протянувшейся от Ярославля до Балтики, монополистом трубопроводной транспортировки нефти ОАО «Транснефть». По проекту 2003 года сеть включала 21 базовую станцию TETRA производства ОТЕ (теперь — Selex). Однако девять из них так и не были введены в эксплуатацию из-за отсутствия частот в диапазоне 450–470 МГц в 350-километровой зоне вокруг Москвы. В новом российском энергетическом проекте — строительстве нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) «Транснефть» создает сеть технологической связи по всей трассе. Этот проект стоимостью около $500 млн. связисты называют беспрецедентным. Строительство первой очереди ВСТО началось летом 2006 года и только что завершено. Вдоль нее создана радиорелейная линия протяженностью 2450 км. Оборудование, в том числе и TETRA размещается на 250 стометровых башнях. Строительство ведет дочерний оператор и системный интегратор «Транснефти» — ОАО «Связьтранснефть». До изменения маршрута на север, в проекте предполагался монтаж 121 базовой станции производства Nokia (теперь поставки осуществляет EADS Secure Networks). Первоначальная длина трассы составляла 4 тыс. км, сейчас — 6 тыс. км. Число базовых станций, по оценкам специалистов, увеличилось в 1,5 раза, то есть может составлять до 180.
Сумма ноль
Учитывая значимость ВСТО, проблем с выделением частотного ресурса в малонаселенной местности не должно было возникнуть. Однако в октябре 2006 года разрешение на TETRA-частоты вдоль всей ВСТО на территории Хабаровского и Приморского краев, Республики Бурятия, Еврейской автономной области, Амурской, Иркутской и Читинской областей получила от ГКРЧ темная лошадка рынка — компания «Сумма Телеком». Правда, в апреле 2008 года «Сумма Телеком» лишилась этих и некоторых других дефицитных частот. В течение года после получения решения ГКРЧ оператор должен был провести экспертизу на электромагнитную совместимость в ФГУП «Главный радиочастотный центр» (ГРЧЦ), но так и не подал заявку. Подобные случаи в последнее время, увы, не редкость. В апреле ГКРЧ аннулировала еще 15 своих решений о выделении TETRA-частот из-за невыполнения лицензиатами условий.
Встает охрана
Пока наиболее успешный в России государственный TETRA-проект-сеть ПМР Федеральной службы охраны РФ (ФСО). Система работает штатно, к тому же ближе всего продвинулась к созданию централизованной сети, объединяющей несколько густонаселенных регионов.
План развития систем ПМР на TETRA руководство ФСО приняло в 2003 году. В 2004 году служба подготовила проект и начала процесс получения частотных разрешений ГКРЧ. По сведениям «Стандарта», выбор оборудования итальянской ОТЕ (теперь- Selex), определил совет доверенного интегратора «Бермос». Он был связан c наличием на рынке техники, незадействованной в проекте БТС «Транснефти». Но получение частот в Москве и Петербурге не обеспечило госохране даже сотрудничество с «Тетрарус». ФСО создала TETRA-системы в Сочи, Чечне и на Валдае. В столицах системы ПМР ФСО до сих пор работают на морально и физически устаревших транкинговых системах EDACS.
Весной 2008 года ФСО наконец самостоятельно получила решение ГКРЧ о выделении ресурса для систем TETRA в Москве в диапазоне 450–470 МГц и Петербурге — 410–430 МГц, которого добивались с 2004 года. Как уверяет гендиректор группы «Бермос» Сергей Берендеев, теперь связисты ФСО планируют на базе московского центра управления объединить все радиосистемы в регионах.
В опытном полете
Крупнейшая по числу абонентов (после сети «Роснефти» в Тюменской области) действующая корпоративная TETRA-сеть в стране с 2400 абонентами действует у самой Москвы в Международном аэропорту «Домодедово». Это авиапредприятие с персоналом более 30 тыс. человек обслуживает свыше 20 млн. пассажиров в год. Управляющая группа «Ист лайн» несколько раз с 2004 года пыталась получить частоты на TETRA. Однако на 16 используемых дуплексных пар TETRA-частот в диапазоне 450–470 МГц «Домодедово» с 2006 года и до сих пор имеет лишь временное разрешение.
По уровню стоящих задач TETRA-система «Домодедово» — наиболее сложная и продвинутая в России. Перед связистами, в частности, стоят задачи автоматизации различных служб на базе TETRA интеграции ее с другими радиосистемами аэропорта.
Как сказал журналисту «Стандарта» начальник службы связи «Домодедово» Юрий Широков, стремясь реализовать полноценную работу системы при высокой плотности абонентов (их число планируется увеличить до 3 тыс., а затем и до 5 тыс.), в аэропорту дополнительно к двум имеющимся смонтированы еще две базовые станции производства фирмы Selex. В начале 2008 года аэропорт закупил у компании «Гвардия плюс тлк» 1200 терминалов Motorola взамен работавших ранее технически слабых Puma производства OTE (Selex).
Подземный плацдарм
Пионерами внедрения TETRA-систем на транспорте в России стали метрополитены. Первыми к клубу TETRA-подземок в 2005 году приобщились Казанский и Московский метрополитены. В Казани система работает на инфраструктуре и рациях Motorola, в Москве, соответственно, на Rohde & Schwarz и Sepura. В октябре 2008 года завершен первый этап создания Единой цифровой радиосвязи (ЕЦРС) в Петербургском метрополитене на базе Motorola Dimetra IP. Полностью TETRA-сеть в петербургском метро должны построить в 2009 году. Завершенная система будет включать более 70 базовых станций, расположенных на подземных и наземных объектах метро, емкость сети достигнет 3 тыс. абонентов. Как уверяет гендиректор РКК «Мобильные радиосистемы» Сергей Макаров, здесь впервые в России будет реализована полноценная поездная связь на базе TETRA.
Железная логика
А вот заместитель начальника Октябрьской дирекции связи филиала «ЦСС» ОАО «РЖД» Дмитрий Пронин в докладе на недавнем форуме мировой TETRA-Ассоциации не скрывал горечи. Для обеспечения поездной, станционной, ремонтно-оперативной радиотелефонной связи и передачи данных между Москвой и Петербургом в прошлом году на 649 км пути установлена 51 базовая станция и включены два коммутатора TETRA. Однако система «С-300» компании «Микротест» пока не обеспечивает связь. В ней не реализованы важнейшие диспетчерские функции, в частности динамическая смена рабочих групп при перемещении из сайта в сайт. Дорогу не устраивают скорость передачи данных и приложения на ее основе. Проще говоря, пока TETRA не интегрируется в базовые технологические процессы.
Дмитрий Пронин с трибуны упрекнул поставщиков в инфантильной политике утаивания от заказчиков информации об особенностях TETRA-систем. Оказывается, для железнодорожников, пару лет тестировавших оборудование ряда вендоров на Свердловской железной дороге, стала полным сюрпризом нестыковка базовых станций и коммутаторов различных производителей. Специалисты железнодорожного НИИАС объяснили это журналисту «Стандарта» парадоксально: «Октябрьская дорога вовсе не то же самое, что Свердловская».
Хотя время еще есть: скоростное движение между Москвой и Петербургом планируется открыть в 2012 году, Но перед российскими железнодорожниками стоит еще одна трудная задача — обеспечить скоростное движение на линии Петербург-Хельсинки. Финны используют питание переменным током и поездную связь на базе стандарта GSM-R. Поэтому на скоростной линии Москва-Петербург должен пойти скоростной электропоезд постоянного тока и поездной связью на базе TETRA, а на линии Москва-Хельсинки и Хельсинки-Петербург поезд двойного питания и двойной связи.
Тяжкая связь
Фирма «Информтехсвязь» (ИТС) участвовала в построении систем на Волге, в «Домодедово» и др. Ее генеральный директор Ромель Сабитов уверен, что большинство проблем внедрения происходит от малого опыта эксплуатации систем и недостатка квалифицированных кадров.
«Компании покупают, новый, более совершенный вариант привычной ПМР, не подозревая, что TETRA — качественно иная система связи, — говорит гендиректор ИТС. — При относительно более высокой-цене меньшая часть средств на ее внедрение тратится на покупку „железа“. В новую цифровую систему приходится вкладывать не только деньги, но и организационные ресурсы компании, дорогое время руководителей. Готового, стандартного TETRA-решения не существует в принципе. Все корпорации устроены по-разному, им нужны различные системы автоматизации, частью которых призвана быть TETRA».
По мнению Ромеля Сабитова, до сих пор даже крупные заказчики не готовы вместе с оборудованием приобретать организационный консалтинг, постановку регламентов связи и т. п.: «Все покупают компоненты и потом расстраиваются, что из них не выходит эффективная целостная система».
Светлый путь
Однако никто не сомневается в будущем TETRA на российском рынке. Здесь активно работают все ведущие мировые TETRA-вендоры, экспертиза их партнеров быстро растет. Залогом успеха они видят тот факт, что TETRA стала корпоративным стандартом радиосвязи в крупнейших нефтяных компаниях: в «Роснефти», на предприятиях «Мечела» и «Русала», в многочисленных российских транспортных проектах. До конца этого года по итогам работы опытной TETRA-зоны решение о корпоративном стандарте ПМР примет «Газпром». Структуры «Росатома» тоже инициируют внедрение TETRA-Ассоциация аэропортов рекомендует внедрение TETRA своим участникам. Семь действующих в России метрополитенов (Екатеринбургский, Казанский, Московский, Нижегородский, Новосибирский, Петербургский и Самарский) и Волгоградский метротрам планируют развитие связи на базе TETRA. Обдумывают TETRA-проекты строящиеся метрополитены: омский, красноярский, челябинский и уфимский.
Военные и спасатели пока не строят TETRA, так как заинтересованы в быстроразвертываемых передвижных радиосетях. При этом и Минобороны, и МЧС РФ активно изучают возможности TETRA, испытали ряд собственных опытных зон в центральной России и при каждом удобном случае принимают участие в испытаниях технологии. Так, «Тетрасвязь» сообщила, что в конце сентября подразделения танкового и мотострелкового полков на учениях «Стабильность-2008» в Нижегородской области использовали специально развернутую односайтовую TETRA-систему для отработки взаимодействия с другими видами войск и силовыми ведомствами.